Новости НКО

«Сильная Россия» выдвинула предложения по профилактике и борьбе с семейно‐бытовым насилием

25 ноября 2019, 18:29
25 ноября 2019, 18:29 — Социальные новости

Общероссийское движение «Сильная Россия» выдвинуло предложения по профилактике и борьбе с семейно‐бытовым насилием. Об этом сообщила пресс-служба движения.

«Мы убеждены, что проблема с семейно-бытовым насилием очень серьёзная и требует решения, — говорится в заявлении. — «Сильная Россия» предлагает комплекс мер, который будет реально работать и защищать жертв от насилия, основанный на выводах и предложениях самих жертв насилия, полицейских, работающих «на земле», и опытных ветеранов правоохранительных органов, экспертов в области безопасности и права. Многие предложения не требуют дополнительного финансирования, а те, что требуют, нельзя отвергать только по принципу «нет денег». В стране деньги есть, и мы не должны экономить на безопасности и жизни граждан.

  1. Государственная защита жертв насилия. Если жертва насилия обращается в правоохранительные органы для защиты, то государство обязано её защитить, вплоть до предоставления государственной защиты. Женщины, дети и старики не должны получать увечья и гибнуть из‐за отсутствия реальных механизмов их защиты или нехватки полицейских.
  2. Создание во всех регионах кризисных центров для жертв семейно‐бытового насилия и создание учебно‐методического центра для них на базе Московского кризисного центра с привлечением ведущих экспертов. Помощью в региональных кризисных центрах должны иметь право пользоваться не только прописанные в регионе граждане, но и все проживающие в нем, в том числе и иностранцы. Пока в регионе нет кризисного центра или не хватает мест, региональные власти должны заключать договор с гостиницей, куда жертва по направлению участкового могла бы быть помещена хотя бы на несколько дней. Кризисные центры должны оказывать психологическую и юридическую помощь жертвам насилия.
  3. Проверка прокуратурой всех заявлений в полицию по фактам насилия в семье. Это обеспечит профилактику бездействия и отсутствия своевременных и достаточных действий полиции по данным обращениям.
  4.  Введение охранных ордеров. Необходимо внедрять практику охранных ордеров, которые назначаются судом и запрещают насильникам приближаться к жертве на определённое расстояние в течение определённого времени. Можно использовать опыт ФСИН по применению электронных браслетов. Это реальный механизм защиты граждан, без которого никакие законы работать не будут. В рамках ордера может быть предусмотрен временный запрет насильнику на пользование общей недвижимостью. При этом права собственности он не лишается. Несправедливо, когда жертва насилия ищет приют в кризисных центрах, а насильник продолжает жить в общей квартире.
  5. Принятие закона о семейно‐бытовом насилии необходимо с учётом поправок, исключающих возможность злоупотребления и манипуляции, в котором будут даны понятия и определения ряда моментов, закреплены основные принципы, прошедшие широкое общественное обсуждение. Кроме того, для реального обеспечения защиты жертв необходимо внесение поправок в КоАП и УК РФ. Без реальной ответственности в КоАП и УК всё останется лишь декларацией и никого нельзя будет реально защитить.
  6. Системное информирование граждан об их правах. Правовая грамотность населения находится на низком уровне. И очень часто, обращаясь в полицию, люди не знают свои права. Парадоксально, но факт: права потерпевших защищены хуже, чем права обвиняемых. Призываем МВД наладить систему информирования граждан – каждый человек, обращаясь с заявлением в полицию, должен под роспись получать распечатанные разъяснения о своих правах и другую полезную информацию, включая список организаций, куда можно обратиться помимо полиции, (прокуратура, уполномоченные по правам человека, государственные психологические службы). Выдача соответствующих рекомендаций повысит уровень информированности потерпевших и решит огромное количество проблем. Жертвы насилия будут больше юридически осведомлены и меньше отказываться от поданных заявлений.
  7. Повышение правовой грамотности сотрудников МВД. Призываем МВД провести работу по повышению правовой грамотности сотрудников – особенно тех служб, которые наиболее часто сталкиваются с домашним насилием. Речь идёт об участковых, сотрудников ППС и дежурных частей, в т.ч. начальников ОМВД. Необходимо дать им методические рекомендации, которым полиция обязана следовать для защиты граждан от насильственных действий в семье и привлечения виновных к ответственности. Мы разговаривали со многими сотрудниками этих подразделений, и они говорят совершенно разное, и часто встречается позиция – пусть сами между собой разберутся, полиция не должна вмешиваться в семейные дела. Это неправильно.
  8. Создание муниципальной полиции. Вопросами профилактики правонарушений, в том числе семейно‐бытового насилия, работой по административным правонарушениям, работой по патрулированию улиц, работой с жилым сектором могла бы заняться муниципальная полиция. Она бы разгрузила структуры МВД и дала бы возможность им сосредоточиться на раскрытии преступлений. Это введено во многих странах.
  9. Постановка на профилактический учет лиц, склонных к домашнему насилию. Лица, замеченные в склонности к домашнему насилию, должны находиться на профилактическом учёте у участковых уполномоченных. Такая мера для многих станет сдерживающим фактором.
  10. Информировать о хулиганах и насильниках по месту их работы или учёбы. Вероятность того, что о его насильственных действиях узнают на работе или в вузе – это угроза карьере и остановит многих потенциальных преступников.
  11. Выносить письменные предупреждения со стороны полиции под роспись насильникам и хулиганам о недопустимости подобных действий и возможной ответственности. Это остудит многие горячие головы лучше, чем просто слова «не хулиганьте», а при необходимости станет дополнительным доказательством виновности. В случае задержания агрессора на 3 часа в это время необходимо не просто держать его за решёткой, а ещё проводить профилактическую беседу.
  12. В школах и институтах давать правовые знания, касающиеся семейно‐бытового насилия. Это касается как возможных последствий для потенциальных преступников, так и прав, возможностей себя защитить для женщин.
  13. Создать специализированный официальный государственный сайт для жертв домашнего насилия и поместить туда все необходимые сведения. Сейчас в интернете очень много противоречивой и недостоверной информации, жертвы путаются и не знают, чему верить и как правильно поступить. Также должна быть общегосударственная «горячая линия», позвонив на которую, женщина узнает о своих правах и возможностях противостоять насилию.