Общество

Профессор Понкин рассказал, как правильно снимать фильмы о Великой Отечественной войне

19 мая 2022, 18:57
19 мая 2022, 18:57 — Социальные новости

Доктор юридических наук, профессор, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, член Общественного совета при Главном управлении МВД России по Московской области Игорь Понкин выступил с рецензией на короткометражный остросюжетный художественный фильм «Тася». Закрытый предпоказ картины прошёл 6 мая 2022 года в кинозале «Жуков» Музея Победы. Об этом сообщили «Ветеранские Вести», публикуя речь профессора.

Он сообщил, что снимать фильмы о Великой Отечественной войне задача довольно сложная. С поздних советских времен кинематограф стал похож на фабрику мифов и низкопробных поделок на тему войны. В постсоветское время масштабы такой деградации стали просто катастрофические.

Член Общественного совета при Главном управлении МВД России по Московской области назвал несколько шаблонов, по которым  снимают военное кино в наше время.

« 1) с обязательным очернением органов НКВД (пресловутый денигративный штамп «кровавая гебня»), хотя это именно они (их пограничные части) первыми легли костьми на наших границах, уже в самые первые дни в отчаянных сражениях отчётливо показав, что лёгкой прогулки нацистского интернационала по нашей земле не будет (грядут траты личного состава за один дом в Сталинграде, как за весь захват Франции), а потом затыкали собой дыры в линиях фронтов,
2) с обязательным нарочитым выпячиванием нравственных страданий и потерь одного лишь народа с одновременными столь же выраженным принижением страданий и много больших потерь других народов и в целом всего советского народа (тех же блокадных ленинградцев),
3) с обязательным представлением войны как действа умственно-отсталых (брождение в условиях боёв толпами, ладно не парадным строем, без всякого намёка на знание о существовании и необходимости боевого охранения; выцеливание нашим снайпером женщины со сниженной социальной ответственностью на танке вместо немецких офицеров и т.д., и т.п.),
4) с обязательным выдумыванием и артикулированием каких-то порочных личностей в чрезмерно раздутом масштабе,
5) с обязательным привнесением темы педерастии,
6) с обязательной сервильностью перед «белыми сахибами из Империи добра» (США) или их бабами (как в украинско-российском фильме «Битва за Севастополь»)»,-рассказал он.

Игорь Понкин , также подчеркнул, что есть и хорошие исключения таких картин, как: «В августе 1944-го…» и «Днепровский рубеж» , ремейк-сериал «А зори здесь тихие», фильмы «Остров» и «Поп», ещё некоторое число фильмов.

Большую же часть отснятого имеет смысл отправить в помойку.

Он посоветовал режиссерам фильмов не поддаваться мифическим историям того времени, а попробовать донести до зрителя реалистичность происходящего военного времени.

«Но что делать, если Вы только замыслили снимать фильм о войне, какой путь избрать режиссёру и сценаристу? Путь ли редундантной (чрезмерно переизбыточной) реалистичности разлёта кусков тел и кровавых брызг в голливудской манере (а-ля фильм  «Ржев» 2019 года, увы, так и не дотянувшего за счёт только лишь этого до сколь-нибудь стоящего уровня)?Путь лживого очернения прошлого (типа фильма «Праздник» 2019 года об обжирающихся в блокадном Ленинграде, либо сериала «Зулейха открывает глаза» 2020 года, показывающего предвоенный период, или сериала Штрафбат»)?
В одном из недавних допросов пленный военнослужащий ВСУ в ответ на вопрос о причинах его ожиданий зверств российских военных ответил: «Ну, вы же понимаете, что у нас свой телевизор…». «Чужой и враждебный телевизор» по-прежнему царствует в России и в отношении памяти о Великой Отечественной войне»,-объяснил Игорь Понкин.

Автор рецензии пдчеркнул, что фильм «Тася», в контексте всего сказанного выше, являет собой весьма добротный фильм, реализовавший оказавшийся успешным замысел и понуждающий после его просмотра вновь и вновь возвращаться к нему мысленно, обдумывать. Но в картине  есть и свои минусы.

«Сценарный дизайн фильма достаточно парадоксален, мало с чем можно его сравнить: кажущаяся при просмотре затянутость значительного его объёма от начала демонстрации (каемся, возникал и вопрос – «Да когда же, наконец, о войне-то будет?!», ведь её ж анонсировали в содержании анонса фильма) ближе к концу исчезает, долго сжимавшаяся (скручивавшаяся) спираль смыслов, начинает стремительно раскручиваться, вытаскивая из предыдущих сюжетов аллюзии (отсылки), смысловые пересечения, буквально взрывным образом выкладывая из кусочков финальную целостную мозаичную картину смыслов и нравственных императивов»,- подчеркнул член Общественного совета при Главном управлении МВД России по Московской области .

Однако он считает, что в картине заложена совершенно небольшая сюжетная мысль, но реализовано это столь мощными эмоциональными образами.