Общество

Эксперт рассказала о проблемах и перспективах развития системы среднего профобразования

29 июля 2022, 15:07
29 июля 2022, 15:07 — Социальные новости

Российская экономика сегодня, в условиях санкций, как никогда нуждается в кадрах младшего и среднего звена. Государство уже не первый год проводит модернизацию системы среднего профессионального образования. Мастерские колледжей и техникумов оснащаются современным оборудованием, программы корректируются в соответствии с современными требованиями. В различных регионах России созданы Центры опережающей профессиональной подготовки, которые предоставляют широкий спектр возможностей для преподавателей, мастеров производственного обучения и других специалистов: профориентацию, ускоренное профессиональное обучение, повышение квалификации по самым перспективным профессиям и компетенциям. Как быстро при острой нехватке кадров младшего и среднего звена мы можем восполнить этот пробел?

О проблемах и перспективах развития системы среднего профессионального образования рассказала «Социальным новостям» руководитель департамента образования Евразийского делового клуба Лариса Шеина.

«Профильные министерства и ведомства занимаются вопросами среднего профобразования с 2018-19 годов, у нас разработаны различные программы и проекты. И надо отметить, что всплеск интереса к среднему специальному образованию как раз наблюдался в эти годы. Тогда очень большое количество родителей принимали решение после 9 класса отдавать своих детей в колледжи, чтобы им не пришлось сдавать ЕГЭ и не иметь стрессовых ситуаций, связанных с экзаменами в 11 классе. При этом достаточно большая часть родителей отмечали, что они облегченно вздохнули из-за того, что прекратили тратить безумное количество денег на репетиторов. Даже, если обучение в колледже было платным, то оно все равно оказывалось выгоднее, чем оплачивать огромное количество репетиторов. Они также отмечали, что дети стали спокойнее, когда пошли учиться в колледжи, так как сам учебный процесс там является более размеренным, хотя в течение трех лет учащиеся проходят те же самые предметы, что и школах», – сказала Шеина.

Что касается модернизации системы среднего профессионального образования, то эксперт назвала некоторые аспекты, которые должны быть учтены.

«Ни для кого не секрет, что, например, производственная, летняя и другие практики в колледжах проводилась практически для «галочки», потому что связь с реальным сектором экономики давно утрачена у всех учебных заведений, всех уровней. К огромному нашему сожалению, в последние годы вся система образовательная у нас пытается догнать реальный сектор экономики и никак не может это сделать. Мы видим, что крупные предприятия, передовой бизнес сами обучают новых работников. Они берут на себя обязанности, которые должна выполнять государственная система. Таким образом мы ослабляем и реальный сектор экономики, и систему образования», – полагает Шеина.

Она также коснулась обязанностей преподавателей профессиональных дисциплин в учебных заведениях.

«Это очень сложный вопрос. Здесь должна быть связка между преподавателем и профильным производством, чтобы он в рамках своего курса мог пригласить специалиста с этого предприятия, помог бы ему донести практический материал до учащихся. Все работают в связке и получается хороший педагогический эффект», – пояснила эксперт.

Шеина считает, что необходимо также материально поддержать учащихся колледжей и техникумов.

«Даже, если у них есть какая-то мизерная стипендия, она ни в коей мере не покрывает никакие потребности. Если учащийся сидит голодный, он никак не будет воспринимать материал, а будет думать только о том, где ему заработать копейку. Вот поэтому учащиеся должны проходить полноценную практику на производстве, выполнять реальные задачи и получать за свой труд деньги. Это поддержало бы их и материально, и дало бы хороший стимул к тому, чтобы правильно воспринимать практические навыки. Кроме того, учащиеся будут более спокойно относиться к учебному процессу в целом», – отметила она.

Важно, по мнению Ларисы Шеиной, чтобы после окончания среднего учебного заведения молодые специалисты пришли работать на производство, и у них была бы уверенная мотивация, в том числе и материальная