Общество

Глава «Росчайкофе» разъяснил особенности формирования розничных цен

9 августа 2023, 17:10
Фото: PxHere
9 августа 2023, 17:10 — Социальные новости

С 1 сентября крупные производители чая и кофе поднимут отпускные цены на свою продукцию для розничных продавцов. Размер увеличения будет составлять 6-9% от цены. Это связано со снижением курса рубля и удорожанием импортного сырья и комплектующих, необходимых для производства товаров. Кроме того, в странах-импортерах снизилась урожайность чая и какао-бобов.

О том, почему повышение отпускных цен на кофе и чай может не затронуть простых покупателей, Общественной службе новостей рассказал гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.

Чантурия сказал, что неудивительно, что стоимость кофе и чая растет, а как следствие, растут и отпускные цены. Ведь в России не выращивают ни чай, ни кофе — сырье приходится ввозить из других стран, и оно продается за доллары. Поэтому данный сегмент рынка особенно чувствителен к колебаниям обменного курса.

«Что производители сейчас пытаются сделать? Они пытаются изменить условия отгрузки товара. Где-то они повышают цену продажи, где-то корректируют политику скидок, чтобы компенсировать оптовикам изменение стоимости», — сказал он.

Кроме того, колебания обменного курса национальной валюты по-разному влияют на разные типы продуктов. Например, в листовом чае доля сырья занимает больше места, а в упакованном чае, помимо сырья, есть и другие импортные компоненты — фильтровальная бумага, нитки, скрепка.

В любом случае, поскольку подавляющее большинство чая и кофейной продукции производится в России, продукция имеет определенный показатель рублевой себестоимости (энергозатраты, упаковка, заработная плата и т.д.) и, таким образом, не полностью зависит от курсового фактора, отметил эксперт.

Теперь компании вынуждены либо пересмотреть цены продажи, с одной стороны, либо объединить пересмотр продажных цен и снижение скидок, чтобы учесть и компенсировать эти изменения обменного курса, чтобы они работали стабильно в течение будущего периода. Это естественное состояние, в котором нет ничего особенного. Если часть покупной цены увеличивается, вы не можете игнорировать ее в продажной цене.

Чантурия отмечает, что рост цен на чай и кофе (или их отсутствие) на полках магазинов непредсказуем, поскольку они определяются самими торговыми сетями.

Он объяснил, что изменение стоимости товаров и их отпускной цены, вызванное повышением цен импортеров или колебанием обменного курса, не всегда напрямую влияет на розничную цену. Происходит это или нет, зависит от магазинов.

Как отметил эксперт, розничные сети — это канал, по которому товары распределяются, то есть уходят оптом. У них есть свои логистические затраты и преимущества. И самое важное, что у них есть, — это торговая маржа, посредством которой и зарабатывают. Смогут ли они каким-либо образом компенсировать эти надбавки — это вопрос розничных магазинов, а не поставщиков.

Розничные торговцы покупают товары у производителей и продают их с определенной наценкой. Кроме того, магазины продают тысячи товаров во всех категориях — и каждый товар имеет свою маржу. Манипулируя наценкой, можно получить компенсацию за повышенную розничную цену.

Как отметил эксперт, если тенденция к падению рубля сохранится, то себестоимость и отпускные цены на товары в стране будут продолжать расти. Во многом это связано с тем, что производители еженедельно обменивают рублевый доход на доллары для покупки импортного сырья. Соответственно, рост курса доллара по отношению к рублю приведет к еще большим потерям для производителей, которые будут вынуждены перенести их на отпускную стоимость.

«Есть еще один фактор, который обычно забывают или игнорируют, — говорит Чантурия. — Проблема не в курсе доллара по отношению к рублю, а в том, что мы не понимаем, как он может измениться. Предприятия часто пытаются включить в свою работу риск колебаний обменного курса».

По его словам, для получения прибыли требуется около двух месяцев с момента отправки продуктов в магазины. Если учесть время доставки сырья из-за рубежа, то эти сроки значительно увеличатся. Например, цикл производства чая и кофе составляет от четырех до шести месяцев до получения выручки.

Каким будет курс рубля через несколько месяцев и хватит ли выручки на покупку сырья и оборудования — «открытый вопрос».

«Еще одна проблема, которую я хочу подчеркнуть, заключается в том, что рост цен не отвечает интересам производителей. Потому что рост цен приводит к снижению потребления. Надо четко понимать, что рост цен — вынужденная мера. Ни одному из производителей это не доставляет никакого удовольствия и большого дохода. Любое увеличение неизбежно повлияет на потребление, как мы наблюдали в прошлом году. По итогам прошлого года потребление чая и кофе снизилось по сравнению с предыдущим годом», — рассказал Чантурия.

Кроме того, торговые сети могут сдерживать производителей, не желая повышать цены, и могут не соглашаться с их завышенной отпускной ценой. В результате это может привести к сокращению производства и дефициту.

Поэтому, по словам Чантурии, самое главное в современных условиях — торговые сети становятся адекватными и не допускают волатильности рынка. Им требуется в соответствии с текущей ситуацией принимать новые цены во имя избежания дефицита в будущем. Им необходимо разработать гибкую наценочную политику в отношении товаров, связанных с валютой, чтобы компенсировать рост цен.

Ранее «Социальные новости» информировали, что средняя стоимость «школьного набора» в 2023 году выросла на 7%.